Поистине удивительным, непредсказуемым образом пополняется научная информация и развивается научная мысль... Почти 60 лет прошло с тех пор, как шведский исследователь Ейнар Петтерсон-Скэмтквист, возвращаясь из японского плена, открыл в южных морях Тихого океана остров Хай-Дудафи в архипелаге Хей-Эй. В отличие от большинства островов в этой части Пацифики Хай-Дудафи — невулканического происхождения, хотя в северной его части и находится вулкан Котсобуси (1752 м над ур.м.), у подножья которого обосновалось небольшое (всего около 700 человек) племя хуача-хатши. Изолированность архипелага и прекрасный тропический климат способствовали формированию эндемичной, уникальной флоры и фауны. Более всего шведского исследователя поразили удивительные, не имеющие аналогов организмы — носоходки, или насобемы. Позже выяснилось, что Скэмтквист был не первым, кто их видел... Примерно за 50 лет до этого события прославил насобем классик немецкой поэзии Христиан Моргенштерн, посвятивший им следующие строки:
На своих носах шагаем
Hасобята с насобемами...
Сами о себе не знаем,
Не знакомы даже Брему мы.
И не Майер дал нас Миру,
Не включил в словарь Брокгауз...
Моргенштерна злая лира
Извлекла на свет нас за нос.
На своих носах шагают...
Пусть не будет странно тем,
Кто случайно повстречает
Hасобят и насобем.
|
Трудно сказать, побывал ли Моргенштерн на островах этого, в настоящее время уже затонувшего в глубинах Пацифики архипелага, или в руки поэта каким-то образом попало чучело насобемы. По воспоминаниям фрау Кати Цюллер, хорошо знавшей Моргенштерна, однажды вечером в 1894 г. Христиан в прекрасном настроении бродил по ее дому, напевая: “Хей-эй, хей-эй!” Похоже, известный лирик посещал когда-то затонувший остров; воспетая же им насобема — животное, передвигающееся на всех своих четырех носах, — позднее была названа в его честь Nasobema lyricum.
К моменту, когда над архипелагом Хей-Эй навсегда сомкнулись воды океана, фауна носоходок, относимых ныне к отряду Rhinogradentia, включала 14 семейств и 189 видов. Hесмотря на то, что коллекция носоходок, к несчастью, не сохранилась, интерес к Rhinogradentia не пропал — известно более 50 публикаций по этой группе. Первоначальные представления ученых об этих необычных животных были смутны и сбивчивы. Ситуация несколько прояснилась, когда в 1960 г. вышла в свет монография Х. Штюмпке — никому не известного немецкого зоолога, впервые описавшего строение и образ жизни ринограденций. Нет ничего удивительного в том, что книга трижды переиздавалась на немецком языке (1972, 1993, 1998) и была переведена на английский (1967, 1982), французский (1962, 1983) и японский (1987).
Основная особенность всех представителей Rhinogradentia — насариум (от лат. nasus — нос), с помощью которого животные добывают пищу, перемещаются и прикрепляются к субстрату. Эволюцию насариума легко проследить на различных формах Rhinogradentia. Самые древние и примитивные из них одноносы: Archirrhinos haeckelii вставали на нос лишь эпизодически, Emunctator sorbens использовали нос для процеживания ила и добывания пищи в воде, у Phyllohoppla bambola нос с клешней служил орудием прикрепления к веткам деревьев, многие другие одноносы стояли или ходили с помощью этого органа. Более продвинутые Corbulonasus longicauda использовали свои носы только для лова насекомых, а органом прикрепления у них служил длинный хвост. Наконец, примерами типичных носоходок служат насобемы N.lyricum и N.skamtkvistii, хищные Tyrannonasus imperator и гигантские малоподвижные многоносы Mamontops ursulus. Известны аберрантные специализированные комменсальные и паразитические носоходки (Rhinotaenia asymmetrica, R.tridacnae, Rhinostentor submersus, R.foetidus, Rhinotalpa phallonasus).
Самые древние и примитивные представители отряда Rhinogradentia — одноносы.
Типичные представители носоходок — многоносы (вверху)
и аберрантные специализированные комменсальные и паразитические носоходки (нижний рисунок).
До последнего времени наука не располагала информацией, сохранились ли отдельные виды Rhinogradentia в акватории затонувших островов. Нам посчастливилось убедиться в том, что фауна Rhinogradentia не вымерла полностью, и науке еще предстоят открытия, связанные с таинственными носоходками. Но все по порядку…

Фотография носоходок (с сайта http://scienceblogs.com/tetrapodzoology/)
В 1990 г. во время экспедиции на борту научно-исследовательского судна “Bipolarmond” в материале, который собрал А.Зельбстандер в северо-западной части моря Уэдделла, у побережья о.Кювета, был найден неизвестный колониальный организм. Первоначально эта маленькая колония, обнаруженная в сублиторали на глубине 4—5 м, была идентифицирована как водоросль по наличию у нее ризоидов и ветвящегося столона. Главное отличие этой колонии от всех ранее известных — сильно утолщенная базальная часть, что характерно для молочаев — наземных растений рода Euphorbia. Позже, в результате более детального изучения колонии, было решено, что она принадлежит к одной из наиболее известных групп морских беспозвоночных — Hydrozoa, а точнее — к неизвестному роду отряда Athecata, у которых есть бульбовидные щупальца кормящего полипа и нет перисарка (скелетной оболочки) вокруг головки полипа.
Спустя несколько лет, во время совместной работы с С.Фелдоянц по изучению антарктических коллекций в университете BPG, удалось установить, что обнаруженные у берегов Антарктиды животные относится к двум новым семействам носоходок — Hydroidopsidae и Scyphoidopsidae.
Источники:
Фелдоянц С.Д., Зельбстандер А. (2000) Загадочные носоходки // Природа. № 4. С. 46-54.
Кашкина М.И. (2004) Dendronasus sp. - новый представитель отряда носоходок (Rhinogradentia) // Биология моря. Т.30, №2.
Stümpke H. (1993) Bau und Leben der Rhinogradentia. Stuttgart-Jena. 83 S.
Rhinogradentia // en.wikipedia.org
At last, the rhinogradentians (part I) // http://scienceblogs.com/tetrapodzoology/