 |
 |

Сотрудники известного на весь мир Пушкинского зверосовхоза встали на защиту пушных зверей. Работники хозяйства уверены: всё поголовье со дня на день вывезут в неизвестном направлении. В том числе и уникального чёрного соболя. Цена одной шкурки этого зверька – около сотни тысяч рублей.
Меха с клеймом «Пушкинский» – товар особой ценности на мировом рынке. Чёрный соболь – по сути, национальное достояние. В этом году цена на него на международном пушном аукционе достигла 3,5 тысяч долларов за шкурку.
«Жакет из бобра с отделкой чёрным пушкинским клеточным соболем – смотрите, какая красота, какой волос! Как он играет и светится! Это фантастика! Вывести соболя было невероятно трудно. Есть животные, которые быстро привыкают к клеткам. Соболь никак не хотел. 25 лет его выводили», – рассказывает дизайнер Ирина Крутикова.
Тем временем в зверосовхозе «Пушкинский» неспокойно. У проходной стоят фуры. Работники предприятия уверены: норок, лисиц, хорьков, песцов, а главное – уникальных соболей – скоро увезут.
«Уже перевозные клетки стоят, во вторник собираются отправлять норок – около полутора тысяч», – утверждает животновод зверосовхоза Валентина Мизгярёва.
Сейчас на ферме 130 тысяч животных. У многих недавно появилось потомство. В этом году здесь вывели соболей с белым, пастельным и серебристым мехом. Никому в мире этого ещё не удавалось. Люди здесь работают династиями. Круглосуточно ухаживают за животными – и с начала года не получают зарплату.
«Не заплатили ни копейки. Январь, февраль, март проработали бесплатно. Сказали: нет денег, не ждите и не получите», – рассказывает работница зверосовхоза Мария Аттанаева.
В этом году предприятию исполняется 80 лет. Однако вместо праздника на лицах людей – беспокойство. Три года назад у пушной фермы появился новый хозяин.
«Приехал господин Лавров, сказал, что будет выводить совхоз на мировой уровень, а в январе вообще хотел закрыть на замок. Ему звери не нужны. За долги у него банк забрал зверей, и их перекупил калининградский совхоз», – говорит бригадир зверосовхоза Анатолий Журавлёв.
Сами животноводы господина Лаврова давно не видели. Администрация на замке. А ещё в феврале предприниматель рассказывал, что вплотную занят развитием хозяйства.
«Мы вступили в ассоциацию «Русская пушнина», которая, в свою очередь, приобрела участок земли в Калининграде. Там выгодно производить пушную продукцию, там она будет максимально приближена к кормовой базе», – утверждал тогда Денис Лавров.
На протяжении 30 лет «Пушкинский» – учебная база Московской ветеринарной академии имени Скрябина. Из-за перевоза животных научный процесс оказался под угрозой, но даже не это тревожит больше.
«Мы теряем монополию на соболя. Соболь – единственный уникальный объект, который разводился только в Советском Союзе и только в России», – подчёркивает заведующий кафедрой звероводства и кролиководства Московской ветеринарной академии Николай Балакирев.
Соболь – стратегическое животное. В годы Великой Отечественной все питомцы зверосовхоза «Пушкинский» были эвакуированы в тыл, и даже в самые голодные годы войны в ежедневное меню животных входил творог, сырое яйцо и чернослив.
Соболь входил в число товаров, которыми Россия расплачивалась с Америкой за продовольственную и военную помощь. За 1 шкурку – небольшой сегмент на воротнике – давали 40 килограммов говяжьей вырезки.
Готовится к погрузке в фуры и путешествию на границу треть всего российского соболя. Что будет с мягким золотом дальше – пока неизвестно.
Александра Казакова
Видео: http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=30352&cid=15
Видео: http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=30298&cid=15