Общественные насекомые - создания весьма необычные. Среди прочего эта необычность заключается в том, что их рабочие особи (самки) вместо того, чтобы размножаться самим, заботятся о чужом потомстве.
Международная группа учёных пролила свет на эволюционный парадокс, который давно терзал умы биологов: почему некоторые виды животных в случае необходимости начинают заботиться о чужом потомстве вместо того, чтобы "плодиться и размножаться" самим.
Наблюдение за поведением общественных насекомых – один из способов проникнуть в тайны альтруистической загадки. Доктор Уильям Хьюз (William Hughes) из университета Лидса (University of Leeds) и его коллеги опубликовали в журнале Science результаты наблюдений за несколькими группами перепончатокрылых (Hymenoptera).
Впрочем, эту проблемы пытались решить уже давно.
Ещё в 1964 известный британский специалист по социальной кооперации у животных Уильям Хамильтон (William Hamilton) предположил, что особь может быть эволюционно успешной не передавая свои гены напрямую, а помогая воспитывать чужих отпрысков в ходе так называемого "родового отбора" (kin selection).
Суть предложенного объяснения в том, что, жертвуя собственными интересами, "альтруисты" способствуют передаче потомству генов, общих для их родовой группы. То есть, заботясь о "чужих" наследниках, они могут обеспечить воспроизводство и своего в том числе генетического материала.
Однако не согласны с такой постановкой вопроса. Например, доктор Эдвард Уилсон (Edward Wilson) полагал, что наличие генов, которые можно передать с помощью близкородственной особи, не играет существенной роли: сама потребность в поддержании социальных взаимоотношений диктует заботу о чужом потомстве.
До сих пор ни та, ни другая точка зрения не находили подтверждения. Но существовал шанс их проверить с помощью общественных насекомых: если бы внутри родственной группы они были моногамны (одна самка спаривается с одним самцом), то это подтвердило бы генетическую теорию альтруизма, а если нет – социальную.
Дело в том, что у перепончатокрылых существует необычный механизм наследования половых признаков: у мужских организмов один хромосомный набор, а у женских два – материнский и отцовский, как у людей.
Такой принцип наследования приводит к очень высокой степени родства между "сёстрами" – в случае моногамии ими наследуется хромосомный набор одного отца.