Первый в этом году кит добыт на Чукотке. Удачей завершилась сегодня первая охота нового сезона на морских гигантов у работников сельхозпредприятия «Кэпэр» Чукотского района. Они добыли крупного серого кита. Удачливыми оказались охотники двух бригад, которые возглавляют Яков Эттон и Эдуард Рыпхыргын.
В этом году морзверобоям Чукотского района выделены квоты на 84 серых китов и одного гренландского. Лимит, выделенный Международной китобойной комиссией коренным народам Чукотки, составляет 135 серых и 5 гренландских китов.
Международной китобойной комиссией коммерческий промысел китов был запрещен в 1986 году и сама организация стала заниматься уже не промыслом, а защитой гигантских морских млекопитающих. С тех пор популяция китов у дальневосточных берегов России, значительно сократившаяся в предшествующие годы из-за интенсивного промысла, постепенно восстанавливается.
Со времени запрещения коммерческого промысла китов разрешение на промысел этих морских млекопитающих получают только ученые, «в исследовательских целях», и прибрежные народности, для которых промысел является «традиционной основой жизнедеятельности», напомнили в Комитете по экологии Госдумы. По решению МКК такие квоты выделены аборигенам Чукотки и Аляски, коренным жителям Гренландии и небольшой островной карибской страны Сент-Винсент и Гренадины.
Чукотка – единственный субъект РФ, который имеет квоту на добычу морских млекопитающих, в том числе занесенных в Красную книгу. На Чукотке действуют около 40 бригад морских охотников, в которых занято около 300 человек. Как рассказал председатель правления Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты Владилен Кавры, нормы вылова местами превышают потребности местного населения в китовом мясе и к следующему сезону намечено разработать новый механизм распределения квоты, основанный на данных о потребления китового мяса коренными жителями.
Мясо кита составляет 46 процентов ежегодного рациона коренных жителей прибрежных районов Чукотки. Из него готовят традиционные питательные блюда, например «мантак» (вареная или сырая кожа с салом), «тахтук» (китовые почки, приправленные топленым тюленьим жиром) и другие. Местные жители также используют свою добычу для изготовления одежды и предметов искусства. Из сухожилий кита плетут прочнейшие и «водоотталкивающие» нити для шитья верхней одежды, рукавиц и национальной обуви. Самые толстые и крепкие нити идут на сшивание байдар из моржовой кожи. Резьба по китовой кости, наряду художественными изделиями из бивней моржей, становится все более важным «бизнесом» коренных жителей Чукотки, который, вместе с тем, не угрожает существованию и благополучию истинных хозяев Мирового океана.
Екатерина Маранели
ИТАР-ТАСС
http://www.ami-tass.ru/article/36956.html