Комары стремятся отложить яйца вблизи людских поселений вовсе не для того, чтобы заразить лихорадкой Денге как можно больше людей. Их привлекает запах благоприятных для развития личинок бактерий. Установив пахучие вещества, можно подумать и о том, как отвадить переносчиков болезни от человеческих жилищ.
Миллионы лет эволюции настроили обонятельный механизм комарих так, что те могут определить концентрацию летучих в воде органических компонентов, образующихся в ходе жизнедеятельности благотворных бактерий, с точностью до микрограммов на литр. Это позволяет определить наиболее благоприятный для откладки яиц водоем. Работа ученых из Университета американского штата Северной Каролины, определивших эти идеальные концентрации, опубликована в свежем выпуске журнала The Proceedings of the National Academy of Sciences.
Свои эксперименты ученые поставили не на обычном комаре, досаждающем дачникам и туристам, а на виде Aedes aegypti. Этот комар ответственен за распространение нескольких видов вирусных заболеваний, самыми смертоносными из которых являются желтая лихорадка и лихорадка Денге.
Работа американских энтомологов поможет разработать новые способы борьбы с распространением опасной заразы через подавление размножения одного из главных возбудителей.
В настоящее время медики и вирусологи уже почти смирились с собственным бессилием по выработке вакцин для прививок от этих вирусных заболеваний. С каждым годом вирусы мутируют в новые формы, что делает прививки бесполезными. В связи с этим многие учёные уверены, что только контроль над распространением переносчика заболеваний — в особенности это касается тропических регионов Земли — поможет избавиться от напасти.
Самка комара откладывает личинки на поверхности воды
// National Academy of Sciences
Конечно, такое вторжение в экосистему совсем не в духе современных зеленых программ, финансируемых теми же правительствами и благотворительными фондами, но когда речь идет о выборе между жизнью человека или жизнью комара, ответ очевиден. К тому же, местом размножения комаров Aedes aegypti становятся искусственные резервуары со стоячей водой, которые хозяева жилищ держат на улице. Размножение бактерий в таких резервуарах стимулируется палой листвой. При том самки комаров, как оказалось, отдают предпочтение листьям бамбука.
Учёные обнаружили, что комарихи научились не только определять присутствие необходимых бактерий в воде. Их откалиброванный обонятельный аппарат способен определять пахучие вещества в воде с точностью до нанограммов.
Целевыми компонентами являются специфические высшие жирные кислоты и их метиловые эфиры, которые производятся бактериями в процессе переработки упавшей в воду листвы и других органических источников пищи.
При этом если концентрация бактерий слишком высока, то самки комаров не слишком стремятся откладывать свои яйца в эту воду. Слишком низкая концентрация пахучих летучих органических компонентов также не является стимулом для самок, оптимальной же концентрацией является примерно 0,3 микрограмма на литр. При этом речь идёт не о каком-то конкретном химическом соединении, а о целом букете продуктов бактериальной жизнедеятельности, включающем пеларгоновую и миристиновую кислоту, а также её метиловый эфир.
Личинки Aedes aegypti, отложенные самками в стакан с чистой водой (слева)
и с искусственно приготовленным водным раствором летучих
органических соединений (справа) // National Academy of Sciences
Разумеется, самки комаров руководствуются принципом не класть все яйца в одну корзину и заполняют личинками водоемы с самым разнообразным содержанием бактерий, однако концентрация в 0,3 мкг/л остаётся самой привлекательной для кровососущих насекомых.
Чарльз Апперсон и его коллеги надеются, что их усилия помогут справиться с распространением заболеваний, хотя конкретных решений и не предлагают. Естественным следующим шагом в этой работе была бы разработка веществ, способных отвлечь комаров от человеческих поселений, или прицельная борьба с бактериями, производящими идентифицированные вещества в густонаселённых районах. Правда, и комары со временем привыкнут и к новым концентрациям, и к новым запахам. Утешает лишь то обстоятельство, что комары будут мутировать существенно медленнее, чем опасные вирусы.
Алексей Петров
http://www.gazeta.ru/science/2008/07/08_a_2776903.shtml
http://www.pnas.org/content/early/2008/06/27/0802505105